Новости

Продан: Украина нужна стратегия развития диалога государства и бизнеса

В Украине в массовом сознании понятие лоббизма искажено и ассоциируется с “передачей чемодана с наличными”, такое понимание досталось в наследство еще с советских времен, заявил эксперт по налоговой и таможенной политики Мирослав Продан.

Эксперт по налоговой и таможенной политики Мирослав Продан в блоге проанализировал развитие и перспективы диалога бизнеса и власти в Украине через практику лоббизма в США.

По словам Продана, в либеральных экономических системах государство выполняет роль арбитра, равноудаленного от всех промышленно-финансовых влияний, а любые преимущества, которые государственные чиновники отдают тем или иным бизнесменам при одинаковых условиях, рассматривают как противоправные посягательства на установленный экономический строй.

“В диалоге бизнеса и власти заинтересованы обе стороны: государству необходимо создание новых рабочих мест, чтобы население не люмпенизувалося, появление новых стабильных налогоплательщиков, чтобы решать разнообразные социальные вопросы. Бизнесу нужны четкие правила игры, оптимальные налоги, которые позволяют удерживать всю социальную инфраструктуру и оставляют место для развития, снижения коррупционной составляющей, стабильности и устойчивости развития “, – пишет эксперт.

Что касается лоббирования как одного из цивилизованных способов коммуникации бизнеса и власти, Мирослав Продан отмечает, что в Украине в массовом сознании ее искажено устойчиво ассоциируют с передачей чемоданы с наличностью, “дерибаном” сфер влияния, “распилом” бюджетных средств. Такое понимание лоббизма досталось в наследство еще с советских СМИ, где “клеймили позором” западных лоббистов, подчеркивает он.

“На самом деле речь идет о целенаправленной, инициативную, законодательно урегулированная деятельность, направленную на продвижение легальными методами законопроектив или проектов других нормативно-правовых актов. Скажем, что может быть нелегального в организации и проведении круглого стола, посвященного законопроекту, распространении презентации, инфографики, буклетов публичного информирования , проведении пресс конференции, организации форумов или других форм интенсификации общественного мнения? Именно об этом идет речь, когда мы говорим о лоббизме как социально-по литический инструмент “, – отмечает Продан.

В качестве примера эксперт приводит США, где в 1996 году благодаря правильно развернутой информационной кампании и с помощью концентрации усилий на лоббировании Microsoft удалось заблокировать поправки к иммиграционному законодательству, значительно ухудшало положение трудовых иммигрантов, поскольку в штате корпорации работала значительное количество именно таких сотрудников. В США лоббистскую деятельность регулируют законодательством, она легализована, а ее субъекты платят налоги на свою деятельность и руководствуются специальным моральным кодексом.

Продан видит целесообразность в утверждении в Украине на уровне Кабинета Министров программно-политического документа вроде стратегии развития диалога государства и бизнеса, которым будет предусмотрено основные формы, направления, инструменты, мероприятия по интенсификации коммуникации бизнеса и власти. По замыслу эксперта, документ должен базироваться на опыте внедрения лучших мировых практик такого диалога и привлечении интеллектуального потенциала бизнес-структур в сферу публичного управления.