ЕС Новости США

Индустрия влияния, или Кто и как занимается лоббированием

В парламенте готовят очередной законопроект о деятельности по лоббированию. Как урегулирован этот вопрос в США и странах ЕС?

В Украине сложилась парадоксальная ситуация – рынок лоббизма де-факто существует, но юридически его вообще нет. 

Некий рынок-химера, как недавно игорный бизнес.
Такая ситуация не только мешает бизнесу цивилизованно отстаивать свои интересы, но и создает значительные коррупционные риски.

Потому нерегулируемый, “дикий” рынок использует для своих целей любые средства, не гнушаясь и взятками.

В Украине было много попыток вывести из тени лоббистскую деятельность.

Соответствующие законопроекты разрабатывались в 2003, 2009, 2010 годах.

Одни из последних – законопроект №5144 “О лоббизме” (2016) и №5661 “О публичной адвокацию” (2017).

Первый был отозван в 2017-м, второй – в 2019-м. Замечания к обоим похожи: нечетко выписаны сроки, много неточностей, которые нуждались в доработке.

Сейчас народные депутаты Украины работают над новым законопроектом о лоббировании.

В понедельник, 10 февраля во комитете по вопросам антикоррупционной политики состоялось заседание, где обсудили ключевые аспекты этого документа.

Среди вопросов, которые обсуждались – разграничение понятий “лоббистская деятельность” и “адвокация”, определение объектов лоббирования, квалификационных требований к субъектам лоббирование, регуляторов рынка и границ их полномочий и тому подобное.

Главная задача – вывести из тени многомиллионный рынок лоббирования. Его легализация увеличит поступления в бюджет и значительно снизит коррупционные риски.

В этом вопросе Украина не первопроходец: легальный рынок лоббизма у многих западных странах – в США, Германии, Франции, Польши.

Лоббизм в США

 “Хорошо, вы меня убедили. А теперь идите и заставьте меня выполнить это”, сказал когда-то делегации граждан 32-й президент США Франклин Рузвельт.

Что имел в виду этот талантливый и неординарный политик, который ввел “Новый курс” для преодоления Великой депрессии и был очень популярным среди граждан своей страны?

Он говорил о лоббистской деятельности, которая в США является распространенным явлением. Лоббистов нанимают для воздействия на Конгресс, правительство и Администрацию президента с целью продвижения бизнес или политических интересов.

Именно во время правления Рузвельта для лоббистской деятельности были внедрены определенные ограничения, эта страна считается первопроходцем в легализации рынка лоббирования.

Федеральный закон о лоббистской деятельности в США приняли еще 1946 Он стал первым в мире попыткой государства регулировать этот рынок, в частности процессы, связанные с деятельностью лоббистов и их вознаграждением.

Закон действовал довольно долго и был пересмотрен 1995 с целью введения более жесткого регулирования лоббистской деятельности.

Сейчас в США существуют такие легальные формы поддержки, которые лоббист может предоставить политику или чиновнику:

– финансирование фондов избирательных кампаний политиков;

– финансирование PR-кампаний политиков;

– обеспечение политика или чиновника высокооплачиваемой работой по окончании его полномочий в Конгрессе, правительстве или Администрации президента;

– информирование должностных лиц о важности того или иного законопроекту и тому подобное.

Сейчас лоббистская деятельность в США – это многомиллиардный бизнес. Только одна корпорация Apple, по данным Центра ответственной политики США, в прошлом году потратила более 5500000 долларов на лоббирование своих интересов.

Большинство этих средств было направлено на оплату труда собственных лоббистов, но в прошлом году Apple обратилась за помощью и к внешним лоббистов, среди которых, по данным CNBC, такой известный в лоббистских кругах Вашингтона деятель, как Джеффри Миллер.

В США есть официальный реестр лоббистов, представляющих интересы тех или иных компаний или групп.

Количество официально зарегистрированных лоббистов, по данным Центра ответственной политики, превышает 10 тыс. Человек.

Кроме того, американские СМИ ежегодно публикуют свои списки лучших лоббистов США, которые могут не совпадать с официальным реестром.

Например, недавний перечень лучших лоббистов 2019 по версии американского издания “The Hill” содержит всего несколько сотен представителей крупнейших американских корпораций и ассоциаций.

Однако США – далеко не единственная страна, которая регулирует лоббистскую деятельность. В той или иной форме рынок лоббизма официально работает во многих государствах, среди которых страны Европейского Союза, Великобритания, Канада.

Анжелика сегодняПомните красавца?Лоббизм в ЕС

Брюссель считается второй столицей лоббизма после Вашингтона.

По данным EU Integrity Watch, на конец мая 2018 в государствах – членах ЕС насчитывалось более 4100 лоббистских организаций, из которых немецких и бельгийских – более 700, польских – почти 100.

В Германии официальный рынок лоббизма есть, но нет законов, подобных американского Закона о лоббистской деятельности.

Действуют положения о лоббировании, часть из которых были подготовлены парламентом, часть (как средство добровольного саморегулирования) – ассоциациями лоббистов.

При этом право принимать обязательные требования к лоббированию принадлежит исключительно парламента Германии.

Обязательного реестра лоббистов также нет. Немецкий парламент ведет добровольный реестр ассоциаций, занимающихся лоббистской деятельностью в парламенте и в федеральном правительстве.

Лоббисты в Германии могут обращаться к парламентских групп и политических партий с просьбой предоставить пропуска в непубличные зоны Бундестага.

Срок действия таких пропусков – один год. Имена владельцев пропусков и тех, кто их предоставил, подлежат публикации по запросу в соответствии с Законом о свободе информации Германии.

Немецкие лоббисты не обязаны предоставлять отчеты о лоббистской деятельности. Обычно ассоциации предоставляют добровольные отчеты председателю парламента.

К 2012 г.. Их ежегодно публиковали в федеральной газете. Но последние 8 лет такие отчеты хранятся и публикуются исключительно в сети интернет, где данные обновляются чаще, чем раз в год.

Лоббизм в Великобритании

Правила лоббизма в Великобритании, как и в большинстве стран, не регулируются законодательством, однако существует специальный Комитет по стандартам общественной жизни (Committee on Standards in Public Life), который осуществляет надзор за деятельностью групп интересов в парламенте.

От коррупционных деяний в пользу лоббистов депутатов должно сдерживать Кодекс поведения, который требует от парламентариев сообщать о своих финансовых интересах, в частности о доходах вне парламента, и запрещает получать финансовое вознаграждение за выступления в парламенте и вопросы к правительству, написанные законопроектив, внесение поправок к ним и т.д. .

Британский реестр лоббистов (UKLR) – это реестр отдельных лоббистов и организаций, которые занимаются лоббированием. Он открыт, универсальный и бесплатный.

Пребывание лоббиста UKLR не является обязательным, но оно означает, что лоббист:

1) подотчетен признанному отраслевому кодекса поведения;

2) стремится вести прозрачное лоббирование;

3) стремится к развитию лоббистской профессии.

Что касается Украины, то авторы нового законопроекту о деятельности по лоббированию дорабатывают финальную версию этого документа.  

Позже проект закона будет вынесен на обсуждение с ключевыми стейкхолдерами, а только после этого – направлено на регистрацию в парламент.
В случае принятия закона о лоббировании имеем большие шансы снизить в Украине уровень коррупции.