Новости

4G в киевском метро: кто лоббирует отсрочки запуска

4G на первых станциях столичной подземки мобильные операторы планировали «включить» еще в декабре 2019 года. Прошлым летом «большая тройка» провела тендер, выбрала подрядчика, закупила оборудование. Но по классике жанра «вмешался» искусственно созданный бюрократический фактор.

Кому выгодно затягивание процесса? Почему бессилен мэр города Виталий Кличко? Когда пассажиры метрополитена перестанут видеть на своих смартфонах EDGE с минимальной скоростью? Сколько метрополитен сможет зарабатывать на предоставлении доступа операторам?

Потенциальный спрос? Ежедневно киевский метрополитен перевозит около 1500000 пассажиров. Эти люди проводят в подземке от 10 минут до нескольких часов в день. Большинство пассажиров уже имеют смартфоны с поддержкой 4G. Однако пока пользоваться услугой не могут.

Стоимость проекту? В «Киевстар» сообщили Mind , что «большая тройка» вкладывает в развитие 4G в метро Киева около 150 млн грн. «Инвестиции в проект разделены между тремя операторами поровну, поскольку мы строим общую инфраструктуру», – уточнили в lifecell.

Ранее озвучивалась другая цифра – $ 20 млн. «Это сумма уже сделанных инвестиций всеми операторами за весь период работы связи в метрополитене, начиная с« голоса »и 2G», – пояснили в пресс служба «Киевстар».

Как продвигается «большое строительство»? Еще осенью 2018 мобильные операторы объявили тендер на строительство 4G-сети в метро. Летом 2019-го объявили победителя. Им стала компания «Хуавей Украина».

«На сегодняшний день все важные технические аспекты согласованы с метрополитеном. Операторы уже завезли в страну соответствующее оборудование 4G и ожидают законных оснований для того, чтобы начать монтажные работы в метро », – рассказали в« Киевстар »и« Vodafone Украина ».

По какому графику подключать станции? «Большая тройка» планирует начать с конечных станций метро: «Героев Днепра», «Сырец», «Академгородок» и другие. И от них двигаться к центру.

Когда случится чудо? Это интересный вопрос, ответ на который меняется уже с завидной регулярностью:

  • После проведения тендера операторы оптимистично заявляли о старте в декабре 2019 года.
  • За месяц до этого срока советник мэра Киева Виталия Кличко Максим Бахматов выдал скорректированный прогноз: в I квартале 2020 имеют подключить 10 станций ( «Академгородок», «Житомирская», «Святошин», «Нивки», «Героев Днепра», «Минская» , «Оболонь», «Сырец», «Дорогожичи», «Лукьяновская»), к началу 2021-го – все линии.
  • В конце декабря президент «Киевстар» Александр Комаров сообщил журналистам, что сроки запуска снова придется перенести – на июнь 2020 года.
  • Перед заседанием постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы операторы уже не рисковали называть хотя бы ориентировочные даты. «К сожалению, план запуска под угрозой срыва. Мы не можем давать гарантии и делать прогнозы относительно сроков реализации проекту в силу обстоятельств, которые от нас не зависят », – дружно заявили в комментарии Mind « Киевстар »,« Vodafone Украины »и lifecell.

Кто тормозит запуск? По плану внедрения 4G в киевском метро, Киевский городской совет должен был утвердить тарифы для операторов. То есть принять проект решения с длинным названием «Об установлении платы за доступ к элементам инфраструктуры объектов строительства, транспорта, энергетики, кабельной канализации электросвязи, домовой распределительной сети коммунальной собственности территориальной общины города Киева».

Проект документа появился на сайте Киевсовета в ноябре 2019-го. В конце прошлого года на заседании постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы депутаты перенесли его рассмотрение на 5 февраля.

Мобильные операторы не рискуют официально предполагать, почему Киевсовет затягивает с принятием этого документа.

Более откровенные интернет-провайдеры. Ранее они объясняли, что «оперативность» местных депутатов и чиновников тормозит не только запуск 4G в метро, но и развитие всего телеком-рынка и не только в столице, но и по всей стране.

Что мешает ускориться? Короткий ответ на этот вопрос: желание владельцев инфраструктуры собирать плату за доступ по завышенным тарифам. Для объяснения, как им это удается, нужно небольшой экскурс в историю.

  • В феврале 2017 парламент принял закон «О доступе к объектам строительства, транспорта, электроэнергетики с целью развития телекоммуникационных сетей».
  • Ключевые нормы документа – предельные тарифы, то есть «планки», выше их владельцы инфраструктуры не могут подниматься. К этому плата начислялась по принципу «чем больше – тем лучше, операторы все равно заплатят, потому альтернативы нет».
  • Но радость участников телеком-рынка после принятия закона была преждевременной. Лоббистам удалось внести в документ пару якобы незначительных норм / правок:

– требование устанавливать тарифы по методикам определения платы за доступ;

– слово “обязать» заменили на «рекомендовать» госструктурам и органам местного самоуправления привести свои решения в соответствие с законом в течение трех месяцев.

  • Эти три месяца уже растянулись на три года. Госведомства несколько лет разрабатывали методики. Ирония в том, что какие бы сложные расчеты не проводили «счетоводы», в результате плата за доступ оказалась равной предельным тарифам, прописанным в законе. Параллельно многие местные органы власти не покладая рук до сих пор работают над созданием «сложных» подзаконных актов: копированием норм закона о доступе, их обсуждением и утверждением. Три года. Несложно предположить, за сколько часов студент юрфака мог бы получить из закона десяток нужных цитат и дописать название органа местного самоуправления.
  • Но труд местных депутатов и чиновников нельзя назвать сизифов: такая «расторопность» позволяет коммунальным предприятиям (владельцам инфраструктуры) продолжать начислять плату по своему усмотрению. Например, КП «Киевавтодормост» выставляет расценки, превышающие предельные тарифы в 50 раз.

КП «Киевский метрополитен» пытается использовать эти лазейки?

 Нет, сообщили изданию операторы. «КГГА официально подтвердила операторам, проект должен выполняться в соответствии с законом о доступе. С октября 2019 операторы активно и конструктивно взаимодействуют с метрополитеном и КГГА в контексте выполнения плана действий в рамках законодательства о доступе », – рассказали в пресс-службе« Vodafone Украина ».

В кулуарах Киевсовета услышал другую версию: компания ЕСУ еще 2012 выиграла тендер на обновление мобильной сети в киевском метро. Долго и упорно строила «качественную» сеть. И не желает расторгать договор с Киевским метрополитеном.

Кому еще не выгодно принятие проекту решения? Замороженный Киевсоветом документ касается не только метрополитена, но и всех КП города. Видимо, руководители некоторых из них в партнерстве с киевскими властями так оттягивают время Х.

По данным Интернет ассоциации Украины (ИнАУ), наиболее креативно «забивают» на нормы закона о доступе коммунальные предприятия «Киевавтодормост» и «Киевгорсвет». 

«А чиновники и депутаты используют простую тактику:« согласны и имитируем бурную деятельность ». Например, 2018 при КГГА создали рабочую группу. За этот период она «ударно» поработала: собралась целых два раза, чтобы констатировать наличие проблемы », – рассказывал Mглава правления ИнАУ Анатолий пятниковых в сентябре 2019 года. 

Что было на заседании? 5 февраля депутаты постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы снова попытались рассмотреть проект решения, на принятие которого столичный телеком-рынок ждет уже три года.

Присутствовало около часа наслаждались спектаклем «Шоу бюрократии». Сначала глава комиссии Алексей Окопный объяснил причины предыдущего переноса рассмотрения проекту «Документ срочно поступил, у нас не было времени с ним ознакомиться». Де-факто проект появился на сайте Киевсовета в ноябре 2019 года, заседание состоялось в декабре. Депутаты не смогли за несколько недель прочитать документ, в котором 463 слова, включая огромную название в начале и должность Кличко в конце. Основной текст – меньше десятка цитат из закона о доступе.

Как выяснилось дальше, умение не читать – было мудрым решением. 12 декабря прошлого года депутаты выяснили, что проект был представлен «неправильно»: регуляторный акт должен проходить «круги ада» по другой – отдельной – процедурой (согласование регуляторной комиссией, утверждение другими комитетами, общественное обсуждение и т.д.). Выяснили почти два месяца назад, но за это время успели только внести документ в план подготовки регуляторных актов.

Сколько может продолжаться это «хождение по мукам» и почему документ принимают уже три года? Это на заседании долго и подробно пыталась объяснить заместитель директора департамента экономики и инвестиций, начальник управления ценовой политики КГГА Елена Стрижиус.

Если коротко: во всем виноваты плохой закон о доступе, госведомства, которые долго принимали методики, бюрократическая процедура и тому подобное. Благо, погода и дороги не вошли в список. У присутствующих сложилось впечатление: при желании согласования проекту можно растянуть еще на несколько лет.

Председатель ассоциации «Телас» Леонид Ошеров заявил, что эти «веские» аргументы за последние три года отрасль выслушивала уже энное количество раз. «Сколько можно ждать и переносить ?! Операторы не могут заключать договоры. Доступ к объектам невозможен. Это называется торможение процесса, и делается оно умышленно », – считает Леонид Ошеров.

Анатолий пятниковых протролив противоречия в аргументации Елены Стрижиус. Она уверяла, что плата будет начисляться согласно предельным тарифам, принятым в 2017 году, при этом КГГА несколько лет ждала принятия методик.

В ответ представители отрасли еще раз выслушали мантру от Алексея Окопного: «Мы двумя руками за принятие проекту». Елена Стрижиус снова перечислила обстоятельства непреодолимой силы.

Ход конем. Конструктивная дискуссия грозила пойти на третий круг. Но тут на заседание пришел Максим Бахматов. «Сложилась парадоксальная ситуация. Все якобы хотят принять это решение. Но что-то бюрократическое нам мешает. Мы должны предложить операторам временное решение, которое позволит начать имплементацию 4G в метро в марте. Если нам это не удастся, вместе пойдем исполнять танец импотентов на Майдан Независимости. Возьмем всех ответственных за провал, чтобы киевляне знали в лицо тех, кто не может организовать доступ в метро. Семь лет не может », – пригрозил советник Виталия Кличко.

Но настоящих чиновников «танцем с бубнами” не приструнить. Представитель метрополитена заявил, что заключение договора с операторами без принятия проекту решения будет превышением полномочий. При этом забыл объяснить, как же тогда «большая тройка» последние три года перезаключает договора с этим предприятием.

На этом лопнуло терпение Алексею окопной. Он напомнил, что у депутатов в повестке дня заседания еще много важных вопросов. Телекомщики переместились в коридор. Там Максим Бахматов после долгих «пыток» получил у Елены Стрижиус список нескольких чиновников и депутатов, которые тормозят процесс. Пригрозил «публичными страшными вещами», когда до конца марта не запустят 4G в метро: «Если вы подставите мэра, нести персональную ответственность».

Также попросил письменно сбросить ему минимальные и максимальные сроки прохождения бюрократических процедур: «Хочу понять, вас посадят в тюрьму, когда вы сделаете все быстрее. Если не посадят, прошу ускориться ».

В итоге договорились, что в ближайшее время состоится еще одна встреча со всеми причастными.

Сколько метрополитен сможет зарабатывать на 4G-проекте? Согласно закону о доступе, каждый оператор должен платить 5% минимальной зарплаты за один канало-километр кабельной канализации электросвязи в месяц.

В киевском метро почти 70 км тоннелей. Несложные расчеты показывают «большая тройка» будет приносить КП около 595 000 грн в год. С марта или когда-либо.