Законодательство

Состоялся круглый стол на тему: “Институциализация лоббирования в Украине”

Мероприятие организовано Комитетом по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства совместно с Комитетом по вопросам правовой политики и Ассоциацией объединенных территориальных общин.

В заседании приняли участие народные депутаты, представители профильных объединений, ученые и эксперты.

Председатель Комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Андрей Клочко, открывая заседание, отметил, что тема законодательного урегулирования лоббизма в Украине назревшей. «Президент Украины поставил перед нами жесткую задачу свести уровень коррупции в Украине до минимума, ликвидировать нормы, содержащие коррупциогенные риски, осовременить законодательство, чтобы оно соответствовало требованиям времени и базировалось на лучших мировых практиках», – добавил председатель комитета.

А.Клочко напомнил, что лоббирование – это деятельность, которая имеет высокие коррупционные риски. «Поэтому государство как общественный институт, а также общество должны иметь исчерпывающую информацию и четкое понимание: кто, в чьих интересах, каким образом оказывает влияние на органы государственной власти и самоуправления и должностных лиц этих органов?», – добавил он.

По его словам, особенно это касается законодательного лоббизма. «Ведь мы неоднократного имели возможность убедиться, когда внесенные с подачи определенных лиц правки законопроектов становились проблемой для миллионов граждан Украины», – подчеркнул он. В этой связи в качестве примера он упомянул деятельность Тендерной палаты, закон Савченко, правку народного депутата А.Лозового, правки в законопроект по оценке имущества.

Председатель Комитета отметил достаточно низкую по сравнению с другими демократическими государствами участие граждан в законотворческом процессе. «Каждый пленарной неделе мы рассматриваем в комитетах и ​​принимаем десятки законопроектов, регулирующих жизнь миллионов граждан в различных сферах общественных отношений. При этом позиция соответствующих заинтересованных групп граждан для народных депутатов остается неизвестной. Поэтому сейчас необходимо выработать такой документ, который установил бы прозрачные правила для всех участников, создал действенный механизм сотрудничества государственной власти и местного самоуправления с представителями гражданского общества », – отметил А.Клочко.

Заместитель председателя Комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Александр Качура, который выступил инициатором проведения круглого стола, отметил, что он надеется, что этому созыву Верховной Рады удастся принять такой закон, который рассматривается в парламенте еще с 90 х годов, но так и не был принят. По его словам, закон должен быть качественным, а не декларативным, он действительно должен создать рынок лоббизма в Украине, урегулировать все отношения на нем.

О.Качура сообщил, что над законопроектом работает экспертная группа. Законопроект еще не совершенен, его нужно будет дорабатывать, поскольку многие вопросы еще не нашли своего ответа.

Заместитель председателя Комитета по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования Артем Дубнов в выступлении отметил, что лоббистская деятельность в мире является одним из современных инструментов и является хозяйственной деятельностью, регулируется соответствующим законодательством. Так должно быть и в Украине. Он отметил, что попытки урегулировать этот вопрос в Украине были неоднократные. Еще в 2009 году в Программе деятельности Правительства ставилась такая задача, но этого сделано не было. Позже также пытались урегулировать эту деятельность, но этого также не произошло.

А.Дубнов считает, что Верховная Рада IX созыва должна создать и принять закон о лоббировании. По его словам, урегулирование лоббистской деятельности позволит оптимизировать диалог между обществом и государством, обеспечить равные права граждан-субъектов хозяйствования относительно влияния на органы государственной власти и должностных лиц при формировании и реализации государственной политики, это также позволит усилить прозрачность деятельности органов государственной власти . «Лоббизм как явление в Украине существует. Наша задача создать условия, чтобы это действительно осуществлялось не в теневой, а в абсолютно законно. Государство должно понимать – кто лоббистом и чьи интересы он лоббирует, а также ограничить отношения, которые не могут быть сферой лоббистской деятельности », – отметил народный депутат.

Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики Ирина Венедиктова также отметила, что лоббизм в Украине уже есть. Он имеет различные механизмы и конструкции. Но это требует урегулирования и законопроекта о лоббизме быть. «Возникает большой вопрос, каким образом он будет воспринимать нашу среду, то есть сколько у нас сегодня профессиональных игроков в Украине. Я думаю, что их около 200. Поэтому надо понимать, что есть таких 200 человек, которые понимают, о чем идет речь, понимают механизмы и последствия, которые они хотят достичь абсолютно законно и которые будут способствовать прозрачной деятельности власти. С другой стороны есть народ Украины и нам надо четко понимать, что народ Украины поддерживает это. Поэтому нашу деятельность сегодня нужно направить на широкую общественность. Ведь по социологическим исследованиям 30% населения воспринимают лоббистскую деятельность негативно »,

И.Венедиктова также отметила, что принятие соответствующего закона должно стать в первую очередь антикоррупционным и должен зайти в те основные законы, которые определяют и регулируют деятельность различных органов власти. По ее словам, очень важно разработать такие механизмы, которые будут понятны и доступны населению.

Участники круглого стола обсудили различные аспекты инициированной темы.

Во время заседания состоялась дискуссия по обсуждаемой теме. Ее участники обсудили возможность внесения на рассмотрение Верховной Рады соответствующего законопроекта.