Интервью

Регулирование лоббирования в Украине

Является ли лоббирование саморегулируемым отраслью или же оно регулируется правительством, законодательным органом или независимым регулятором? Каковы полномочия регулятора?

В Украине нет специального регламента лоббирования и адвокации. Однако в течение многих лет эта тема была предметом обсуждения в парламентских, политических и экспертных кругах. За последние 10 лет в Раду было представлено не менее пяти законопроектов о регулировании лоббирования и адвокатуры, три из которых в настоящее время официально зарегистрированы; однако ни один из них в настоящее время не находится в процессе активного рассмотрения Радой.

На сегодняшний день в Украине существует ряд общественных инициатив, направленных на разработку соответствующего законодательства. Кроме того, несмотря на отсутствие официально признанной профессии лоббиста или специалиста по связям с государственными органами, существуют соответствующие ассоциации, и в Украине проводятся конгрессы, которые собирают экспертов в этой области для обсуждения проблем отрасли. Тем не менее, несмотря на настоятельную необходимость регулирования лоббирования, следует констатировать, что в настоящее время уровень общественного обсуждения легализации лоббирования является низким, что снижает вероятность принятия соответствующего законодательства в обозримом будущем.

В настоящее время ограничения на лоббирование устанавливаются на уровне антикоррупционного законодательства, которое регулирует конфликт интересов и устанавливает ограничения для государственных служащих, парламентариев и работников государственных предприятий.

Определение

Есть ли определение или другое руководство относительно того, что представляет собой лоббирование?

В украинском законодательстве нет определения лоббирования.Регистрация и др. Раскрытие

Есть ли добровольная или обязательная регистрация лоббистов? Как еще раскрывается лоббирование?

Регистрация лоббистов не предусмотрена действующим законодательством из-за отсутствия регламента лоббистской и адвокационной деятельности.

В связи с этим основными субъектами адвокации для бизнеса и общественности являются бизнес-ассоциации, отраслевые ассоциации производителей товаров и услуг, представители других общественных организаций и общественных инициатив. Регулирование их деятельности подпадает под общее законодательное регулирование деятельности НПО.

Конституция и законодательство гарантируют право на свободу ассоциаций в целях осуществления и защиты прав и свобод граждан и удовлетворения общественных интересов, в том числе в экономической, социальной, культурной и экологической сферах.

НПО имеют право:

  • обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, а также к их должностным лицам и должностным лицам с политическими предложениями (замечаниями), заявлениями (петициями) и жалобами;
  • получать публичную информацию от органов власти и других администраторов публичной информации; а также
  • участвовать в разработке нормативно-правовых актов, которые принимаются органами государственной власти и местного самоуправления и относятся к сфере деятельности гражданского объединения и актуальным вопросам государственной и общественной жизни.

Регистрация НПО проводится Министерством юстиции.Деятельность, подлежащая раскрытию или регистрации

Какие сообщения должны быть раскрыты или зарегистрированы?

Гражданские объединения не обязаны раскрывать информацию о своем взаимодействии с представителями власти, бизнеса и т. Д.Лица и лица, на которых распространяются правила лоббирования

Какие лица и лица охвачены правилами раскрытия?

Непригодный.Детали лоббиста

Какая информация должна быть зарегистрирована или иным образом раскрыта в отношении лоббистов, а также лиц и лиц, за которых они действуют? Кто несет ответственность за регистрацию информации?

Непригодный.Содержание отчетов

Когда должны представляться отчеты о лоббистской деятельности и что они должны включать?

Непригодный.Финансирование режима регистрации

Как финансируется система регистрации?

Регистрация НПО проводится Министерством юстиции.Публичный доступ к лоббистским регистрам и отчетам

Доступен ли доступ к информации реестра и отчетам для общественности?

Реестров лоббирования не существует из-за отсутствия регламента лоббирования. Тем не менее, существует открытый реестр общественных объединений, доступ к которому можно получить через Интернет по адресу http://rgo.informjust.ua/.Правила поведения

Существует ли кодекс поведения, который применяется к лоббистам и их практике?

Законодательство Украины не предусматривает обязательного принятия этических кодексов общественными объединениями, но эти объединения имеют право принимать такие документы и поощрять своих членов к их соблюдению.СМИ

Существуют ли ограничения в регулировании вещания и прессы, которые ограничивают способность коммерческих интересов использовать СМИ для влияния на результаты государственной политики?

В настоящее время не существует законодательства, регулирующего использование СМИ в коммерческих интересах для влияния на результаты государственной политики. Согласно Закону о телерадиовещании, телерадиоорганизации могут финансироваться, в частности, за счет кредитов, инвестиций и траншей от владельцев и совладельцев, а также от спонсоров и благотворительных организаций. Это создает возможность для бизнеса финансировать и, следовательно, влиять на средства массовой информации.

Однако с политической точки зрения эти возможности ограничены тем фактом, что большинство влиятельных средств массовой информации принадлежат или контролируются крупными предприятиями или магнатами, которые разрешают использовать свои средства массовой информации только в дружеских или связанных интересах в политических целях. Владельцы и совладельцы также часто используют свои собственные средства массовой информации для реализации своих политических программ.

Законодательство предусматривает регулирование отношений между СМИ и их владельцами. В частности, Закон о телевидении и радиовещании предусматривает, что владельцы телерадиовещательной организации не могут вмешиваться в ее творческую деятельность, кроме как путем внесения изменений в ее редакционный устав. Обязательный редакционный устав должен содержать, в частности, требования, касающиеся создания и распространения информации, в том числе о политиках и политических партиях во время и после избирательного процесса. Кроме того, оно должно предусматривать создание редакционного совета, в котором половина членов назначается собственниками организации, а другая половина – ее творческим персоналом. Вышеуказанные обязательства не распространяются на печатные СМИ.

В Украине также продолжается дискуссия о более строгих ограничениях платной журналистики.

Михаил Соколов ,  Александр Ильков и Александр Сахаренко