Новости

Поправку к закону об отделении ГТС могли не принять из-за лоббирования частных интересов – депутаты

Верховная Рада отделила газотранспортную систему Украины от НАК “Нафтогаз”. Этого требовали партнеры в ЕС. Но перед голосованием, во время выступления председателя энергетического комитета Андрея Геруса, до слез в прямом смысле слова доказали одну из депутаток. 

Народных депутатов интересует – что там с новым газовым контрактом с Россией. Действующий истекает уже в декабре.

“Четкий срок подписания нового соглашения я вам сказать не могу. Потому что для этого нужно, чтобы его подписала и российская сторона. Но мы сейчас стоим на украинском интересах, и это означает, что мы будем требовать долгосрочного контракта, а не на один год. И мы будем требовать гарантий транзита, чтобы можно было обслуживать ГТС “, – заявил премьер-министр Украины Алексей Гончарук.

Чтобы козырь в переговорах с “Газпромом” при посредничестве ЕС, Киев согласился перейти на европейские правила – украинцы услышали слово “анбандлинг”. Что это значит? Разделение на компанию, которая добывает, и – которая транспортирует газ. Это означает, что ГТС выводят из структуры “Нафтогаза”, и транзитный оператор, который будет руководить трубой, будет независимым. Дискуссии велись в парламентском комитете несколько недель. Народные депутаты и обвиняли друг друга в попытках продать трубу за бесценок, и хвастались поддержкой со стороны ЕС. Затем искали компромисс. В четверг вся страна увидела – нашли его во всех вопросах.

“Вчера на комитете мы пришли к каким-то договоренностей. Сегодня я, когда перечитала весь текст .. эти договоренности не соблюдены. Какое отношение просто тогда …”, – говорит, плача, народный депутат Анна Скороход (фракция партии “Слуга народа” ). “Пожалуйста, успокойтесь!”, – обратился к коллеге председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков.

Среди депутатов – возмущение: почему забыли о договоренности с коллегой, не учли ее поправку, и довели ее до слез . Председатель комитета по вопросам энергетики Андрей Герус объясняет:

Анна Скороход плачет

“Это требование анбандинга по третьему энергетическому пакету, поэтому решение комитета было – отклонить, чтобы мы придерживались стандартов андандинга”, – говорит Андрей Герус.

К эмоций депутата Анну Скороход доказала норма о том, что решение Минфина не сможет отменить высшая инстанция – Кабмин.

“Сегодня” пытались взять объяснение у Андрея Геруса, но он не изменяет традициям – убегает от журналистов.

“Все поправки прошли, все проголосовали”, – говорит Андрей Герус. “Но она говорила, что вынесли на голосование совсем не то, что обещано было”. “Это неправда”, – отвечает депутат.

Народные депутаты говорят – закон о анбандлинг, принятый в четверг, действительно скользкий, и может лоббировать личные интересы.

“Там было предусмотрено господином Герус, и тем, кто ему за это будет благодарен, они предусмотрели, чтобы министр финансов руководил этой ГТС. Они так хитро построили такую ​​модель, разделили вопрос – транспортировка газа, его хранения в хранилище, и вот оно через эти рычаги влияния, через хранилища, через наблюдательный совет, оно свое влияние, к сожалению, оставило “, – говорит народный депутат Алексей Кучеренко (фракция ВО” Батькивщина “).

“НАК” Нафтогаз “- своеобразная прокладка по транспортировке газа, опять же у них остается контроль за крупными финансами, это фактически три миллиарда долларов, на которые они смогут влиять”, – говорит народный депутат “Михаил Бондарь” (фракция партии “Европейская солидарность” ).

Закон о так называемом анбандлинг должен увеличить доходы от транспортировки российского газа в Европу. Но некоторые депутаты уверены – то, что учли не все поправки, привело к ошибкам, которые теперь тяжелым бременем могут лечь на плечи украинский.

“Мы еще не успели этот закон проголосовать во втором чтении, а уже снова оператор ГТС успел провести слушания, где он посчитал тариф на транспортировку газа в 3,5 раза больше. Это дополнительно примерно 50 копеек на один куб”, – говорит народный депутат Алексей Кучеренко (фракция ВО “Батькивщина”).

Ранее государственная компания “Оператор ГТС Украины” подала в Нацкомиссии регулирования энергетики заявку на прохождение сертификации как оператора газотранспортной системы. Успешная сертификация станет финальным этапом проекта по отделению оператора газотранспортной системы (ГТС) – анбандлинга.

Таким образом, анбандлинг завершится после вывода “Оператора ГТС Украины” из группы “Нафтогаза” и передачи в собственность и управление компании “Магистральные газопроводы Украины” , которая подчинена Министерству финансов.