Новости

Земля иностранцам, тарифы и капитуляция:-за чего может произойти раскол в “Слуге народа”

Пояснительная записка к законопроекту №2194 больше напоминает научную статью – 18 страниц, на которых изложены все, с чем не согласны авторы. Однако обратим внимание именно на моменты, которые уже вызвали значительный резонанс – на отмене ограничительных норм для покупки земли иностранцами. Заблоцкий и компания считают, что статья 129 Земельного кодекса, регулирующей продажу земельных участков государственной и коммунальной собственности иностранным юридическим лицам только при условии согласования этого вопроса Кабинетом Министров Украины, ограничивает возможность внесения инвестиций в экономику страны. Не нравятся авторам и статьи 81 и 82 Земельного кодекса, которыми иностранцам запрещается покупать землю несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, если на этом земельном участке нет недвижимого имущества. Это, считают «слуги», провоцирует массовые схемы с обхода требований закона, путем создания “прокладок” в виде юридических лиц. Поэтому они предлагают исключить из Земельного кодекса эти нормы.

Кроме того, органам местного самоуправления хотят разрешить изменять целевое назначение земельных участков частной собственности, а институты государственной экспертизы землеустроительной документации и агрохимической паспортизации земель – отменить. Предлагается также ввести проверку соответствия документации по землеустройству и оценке земель требованиям нормативно-правовых актов государственными органами по принципу “одного касания” и “молчаливого согласия” и отменить государственную экспертизу документации по землеустройству. В законопроекте есть еще много интересных норм, либерализацию законодательство в этой сфере. К примеру, отменить сертификацию исполнителей топографо-геодезических работ. Хорошо, что хотя бы сохранены требования о наличии у них специального образования.

Краткий вывод из предлагаемого законопроекта – при очевидном желании устранить коррупционную составляющую, ведь все эти экспертизы, согласования и т.п. были и остаются кормушкой для коррупционеров, видим попытку протащить нормы, позволяющие иностранцам покупать землю несельскохозяйственного назначения. В названии законопроекта говорится о совершенствовании системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений, однако под этой красивой оберткой, похоже, скрывается лоббизм. Суть которого оппоненты продажи земли очень легко смогут объяснить гражданам. И здесь стоит напомнить результаты недавнего опроса группы “Рейтинг”, согласно которым 73% Украинские против продажи земли, а 81% против продажи ее иностранцам. То есть, в случае принятия законопроекта №2194 в нынешнем виде, “Слуги народа” и президент заодно с ними прогнозируемо существенно потеряют рейтинг. Когда же “зеленые» не гнать лошадей с земельными законопроектами, в трудном положении окажется правительство, руководитель которого наобещал существенный рост ВВП и всякое другие благоденствие.

И здесь не следует забывать еще об одном крайне неприятный момент для Зе-команды – существенное повышение тарифов на тепло и не только. То есть, к проблемам, вызванных согласованию на “формулу Штайнмайера” и последствиями из-за этого в виде уличных протестов и противодействия уводу украинских войск от линии разграничения в Донбассе, добавляются тарифы и упрямое протягивания группой лоббистов в правительстве и во фракции “Слуги народа” земельных законов. Что вкупе обещает власти серьезную турбулентность, что влечет не только резкое падение рейтинга власти, но и центробежные процессы во фракции.

Уже сейчас ходят упорные слухи о возможном расколе среди парламентских “слуг”. Причин две. Первая – недовольство определенной части монобильшовикив нежеланием правительства учитывать в бюджете “хотелки” нардепов-мажоритарщиков. Вторая – отказ голосовать за целый ряд законопроектов, которые продвигают правительство и отдельные лоббистские группы. Среди них и земельные, ведь в случае их принятия мажоритарщикам придется прятаться от разъяренных избирателей. Которых хорошо накрутят оппоненты земельной реформы.

Учитывая эти риски можно ожидать двух сценариев. Первый более-менее благоприятный для власти – с раздражающих законопроектов уберут сомнительные вещи. К примеру, из упомянутого выше законопроекта Заблоцкого исключат нормы о продаже земли иностранцам. Тогда удастся обеспечить относительно единогласное голосование. Или же вообще – продолжат мораторий на продажу земли. Это ударит по правительству, но на время спасет рейтинг от головокружительного падения. Второй сценарий – фракция трескаться по швам. И предотвратить это будет крайне сложно. Даже отмену неприкосновенности депутатов, которое вступит в действие с 1 января, не остановит процесс. Потому что лучше остаться без мандата, чем быть битым избирателями, понемногу приходят в себя после предвыборной эйфории.