Без рубрики

Зачем украинская элита нанимает лоббистов в США

Стоимость их услуг измеряется от нескольких десятков тысяч долларов в месяц. Их задача — воздействие на власть имущих для получения нужного решения, законодательной инициативы или расположения для своего клиента и создание надлежащего имиджа за рубежом. Они — агенты национального влияния, профессионалы по связям с органами власти. Они — лоббисты.

В Соединенных Штатах Америки, являющихся форпостом мирового лоббизма, оборот индустрии такого рода услуг ежегодно составляет около 3 млрд долларов. Желающие замолвить словечко на Капитолийских холмах или в Белом доме есть как среди американцев, так и иностранцев. В числе клиентов — правительства стран, политические партии, отдельные политики, парламентарии, корпорации, бизнесмены.

С момента утверждения независимого государства предпринимаются попытки окучивать политическую арену США и со стороны Украины. Правда, новость о том, что тот или иной украинский политик заручился поддержкой лоббистов за океаном зачастую вызывает у рядового обывателя порицательную реакцию наряду с коррупцией и договорняком. Но спрос на услуги американских “агентов” в Украине только растет.

Ввиду геополитической конъюнктуры США на сегодня  не только один из ведущих игроков на мировом внешнеполитическом поле, но и весомый участник внутриполитических раскладов во многих государствах. В связи с чем политическая и бизнесовая элита из разных стран ищет поддержку именно во властных кругах Соединенных Штатов. Иными словами, ориентир  на США.

Сама этимология значения слова “лобби” (от английского lobby кулуары, фойе) кроется в текстах англиканской церкви от XVI века и обозначало место для прогулок священнослужителей. По одной из версий, в 1640 году “лобби” называли коридор для прогулок членов Палаты общин в Англии, а “лоббистами”  людей, которые собирались в приемной или лобби парламента, чтобы обратиться к законодателям со своими просьбами и предложениями. Затем в конце 1820-х из Англии термины ассимилировалось в США, переняв политический окрас.

Некоторые литературные источники гласят, что употребление данных выражений в американском обществе связано с излюбленным времяпровождением президента Уллиса Гранта. Он после работы имел привычку засиживаться со своим окружением в фойе одного вашингтонского отеля. Вскоре в эти кулуары взялись похождать бизнесмены, чтобы в непринужденной обстановке “выторговать” для себя нужное решение в каком-либо вопросе.

Впервые употребление слова “лобби” на законодательном уровне датируется 1808 годом в протоколах Конгресса США.

В период своего формирования лоббизм был опутан сетью закулисных сделок и тайных переговоров. Наиболее распространенным приемом продвижения тех или иных интересов в те дни был тривиальный подкуп  с помощью взяток решались многие вопросы в Сенате. Порой взятки носили довольно фривольный характер  предлагались даже девушки легкого поведения. А один из лоббистов, по рассказам, устроил напротив Сената казино, и проигравшие за карточным столом представители власти попросту отрабатывали ему долги своим влиянием.

Демократическая система управления в Штатах, стремительный экономический рост и увеличение полномочий федеральных властей лишь способствовали процветанию лоббизма. Система сдержек и противовесов в осуществлении власти в США задавала потребность в регулярном диалоге между различными ветвями власти, избирателями, в том числе предпринимателями.

С годами инструменты воздействия отточились и зачастую стали носить более цивилизованный и дипломатичный характер.

70-е годы XX века обозначилось тем, что все чаще для продвижения интересов к услугам американских лоббистов стали обращаться клиенты из-за рубежа.

Сегодня для игры на этом для многих подковерном рынке выработаны тщательные правила  в США лоббизм жестко регламентирован законодательством как на федеральном уровне, так и на уровне большинства штатов. А лоббисты в обязательном порядке регистрируются и отчитываются о своей деятельности. В частности, одобренный в 1938 года Конгрессом Закон о регистрации иностранных агентов (FARA, Foreign Agents Registration Act) обязал организации, которые действуют в интересах других государств, регистрироваться в министерстве юстиции США и регулярно отчитываться о своей деятельности и источниках финансирования.

Трактование того, кто такой лоббист, также закреплено в американской законодательной плоскости – это человек, который либо сам, либо через своих агентов или нанятых лиц, прямо или косвенно занимается сбором подарков, пожертвований или иных поступлений, которые затем используются, прежде всего, для прямого воздействия на законодательный процесс в Конгрессе США.

Над лоббистскими компаниями и агентами в Соединенных Штатах существует и гражданский контроль, которым занимаются, среди прочих, Центр ответственной политики (Center for Responsive Politics), Общественный наблюдатель (Public Citizen), Защитники потребителей (Consumer Watchdog).

В Вашингтоне, являющегося очагом мирового лоббизма, “торговцы влиянием” лишь усиливают свое могущество. По итогам 2016, годовая выручка индустрии лоббизма в Штатах составила 3,15 миллиарда долларов, согласно данным Центра ответственной политики (Center for Responsive Politics, USA). В этом году по состоянию на 7 августа на оплату услуг американских профессионалов по связям с органами власти уже было потрачено 1,67 миллиарда долларов. Не то, что бы объем отрасли стремительно рос, но за последние двадцать лет он вырос более чем в 2 раза.

Вполне предсказуемо, что лидерами по затратам на лоббизм в США выступают крупнейшие корпорации и коммерческие объединения. К примеру, так выглядит условный рейтинг доноров с 1998 по 2017 годы:

– Американская торговая палата (США) — 1,37 млрд долл.;

– Национальная ассоциация риелторов — 437,2 млн долл.;

– Американская медицинская ассоциация — 363,7 млн долл.;

– General Electric — 350,3 млн долл.;