Новости

Кодекс парламентской этики мог бы решить проблему недоверия к народным депутатам

Доверие украинский в Верховную Раду находится на крайне низком уровне. По последнему опросу Киевского международного института социологии (КМИС) она в рейтинге даже ниже уровня доверия к российским СМИ. Решить проблему мог бы Кодекс парламентской этики, который бы урегульовував этические дилеммы работы народного депутата: конфликт интересов, лоббизм, коммуникация с избирателями, поведение в сессионном зале и тому подобное. Об этом во время брифинга в украинском кризисном медиа-центре рассказала Светлана Матвиенко, председатель Совета Лаборатории законодательных инициатив. «Кодекс этики – это не просто поведение в сессионном зале, это гораздо шире аспект проблем. Среди них вопросы устройства после каденции, закон о лоббизме, как конфликт интересов совпадает с «договорняками» и т.д. », – отметила она.

Избиратели, как правило, обращают внимание на то, как депутат ведет себя, и не уделяет внимания менее очевидным вещам. «Для людей более очевидны внешние вещи: драки, не посещение парламента, отсутствие кворума в комитетах, неличное председательства, но для более сущностного подхода формирования парламентаризма является ответственность и подотчетность народных депутатов», – считает Игорь Когут, директор программы USAID «Рада».

Кодекс этики мог бы работать как превентивный механизм в случае неправомерных действий нардепа. «Многие проблемы можно решить в НАБУ. Кодекс этики может способствовать решению конфликта интересов. Мы расследовать все эти ситуации, но главнее, чтобы до этого не доходило: правоохранительные органы перегружены, в нас нет нормально функционирующей судебной системы, лучше это останавливать на уровне парламента, отслеживать, предупреждать », – отметил народный депутат Сергей Лещенко.

По словам народного депутата Остапа Еднак, только 20 народных избранников пока участвуют в этом процессе. Однако, принципиальным для его успеха является именно диалог с парламентариями. «Именно диалог дает возможность выработать общее видение документа. Ведь кодекс охватывает вопросы, которые нельзя назвать четко законными или незаконными, это так называемая «серая зона». Но он дает стандарты, как действовать с вопросами, не покрываются законом », – рассказала Екатерина Рябико, координатор проекта ОБСЕ и Бюро демократических институтов и прав человека« Укрепление диалога между гражданским обществом и ключевыми государственными органами и учреждениями в Украине в сфере человеческого измерения » .