Новости

Народный лоббизм, или как сила Фейсбука фрилансерам помогла

С малоизвестного документа законопроект, который позволяет заключать договоры через email, стал самым упоминаемым среди представителей СМИ и власти за 2016, и был принят парламентом. Как это удалось сделать?

3 0 ноября президент публично подписал законопроект №4496 об упрощении экспорта услуг.

Это, кажется, беспрецедентный случай такого внимания к инициативе с достаточно узкой целевой аудиторией.Секрет простсила Фейсбуке, или народный лоббизм.

Еще полгода назад “народный лоббизм” казался фантастикой. В процессе принятия законопроекта # 4496 об упрощении экспорта услуг мы убедились, что он превратился в реальный инструмент влияния на решения власти.

С малоизвестного документа законопроект стал едва ли не самым упоминаемым среди представителей СМИ и власти за 2016 год.

Все началось с того, что мы решили проверить, готовы ли украинские граждане активно следить и контролировать парламент.

Картинки по запросу

Не так, как обычно, когда депутаты принимают “вредные” законопроекты или затягивают голосования положительных: несколько “зрадних” постов на Facebook – и забыли о проблеме.

Речь идет о реальных действиях для поддержки законопроекта, отстаивание собственной позиции и давление на депутатов. В нашем понимании это и есть “народный лоббизм” ( “crowd lobbying»).

Проверить возможности народного лоббизма и активность граждан мы решили на законопроекте # 4496, поскольку он освобождает от лишней бюрократической волокиты тех, кто работает “на себя” и предоставляет услуги зарубежным заказчикам. Еще может дополнительно принести государству почти 500 000 000 гривен.

Однако законопроект “застрял” в парламенте без всякого прогресса и, что хуже, без внимания со стороны политиков, СМИ или общественных организаций.

Наша инициативная группа из пяти единомышленников решила, что никто не поможет законопроекта лучше, чем сами экспортеры услуг. Поэтому встал амбициозную задачу – объединить и научить граждан “лоббировать” законодательство не хуже профессионалов. Для его решения нам понадобились такие “ингредиенты”.

1. Новый подход к лоббированию

Народный лоббизм – это, в первую очередь, о гражданах. Поэтому, сначала мы объяснили фрилансерам, почему им нужна эта инициатива, а потом уже убеждали депутатов.

На специальной площадке в Facebook мы объединили почти 4000 заинтересованных фрилансеров со всех уголков Украины. Там мы вели обсуждения, делились информацией об изменениях статуса законопроекта и сообщали о следующих шагах для его продвижения.

Похожее изображение

2. Упрощение информации

Проведенное нами опрос показал неожиданные результаты. Почти 60% респондентов ежедневно интересуются новостями из сферы политики и реформ, а в первую очередь – новациями законодательства.

Вместе с тем, анкетирование подтвердило, что Украинская хватает простой информации о сути законопроектов и процедур их рассмотрения в парламенте. Именно поэтому группу в Facebook мы наполняли максимально простыми инфографики и текстами о сути и последствиях предлагаемых новаций.

3. Лайки и Шери 24/7

По нашим опросам, менее 10% украинский считают, что активность в социальных сетях может повлиять на судьбу законопроекта. Однако, как оказалось, роль “лайков” и “шеров” значительно недооценена.

Народные депутаты и чиновники – “тоже люди”, и большинство являются активными пользователями соцсетей. Поэтому сотни репост и лайков в поддержку определенной законодательной инициативы способны привлечь внимание народных избранников и ускорить его рассмотрение.

Например, кампанию в поддержку законопроекта # 4496 мы начали 23 мая, и первое голосование документа в Верховной Раде состоялось уже через три недели.

4. Добавьте фану

Делать полезные дела – это хорошо. А делать их играя – еще лучше и позволит привлечь больше “игроков”. Поэтому мы превратили процесс народного лоббирование в некую игру.

Придумывали задания, добавляли баллы, публиковали имена самых активных пользователей. Такой подход сделал процесс веселее и добавил чувство соперничества.

5. Не Facebook-ом единым

Для влияния на решения парламента надо привлекать граждан и за пределами виртуального пространства. Акции, митинги, флешмобы, сборы средств – все, на что хватит фантазии.

За три дня мы смогли собрать средства на печать материалов для небольшого митинга у парламента в поддержку инициативы. Еще три раза больше, чем планировали. А некоторые активисты даже не поленились лично прийти на акцию.

Какие результаты нашего эксперимента?

Во-первых , информация о законопроекте # 4496 появилась на страницах большинства ведущих медиа: почти три тысячи упоминаний в СМИ за полгода.

Во-вторых , проект # 4496 вошел в приоритетов Кабмина и был представлен на Национальном Совете реформ как одна из ключевых инициатив в сфере дерегуляции. Уже через несколько часов после принятия в Верховной раде президент лично гарантировал его подписания.

В-третьих , посты сообщества в Facebook получали более 40 000 просмотров, при этом суммарная их количество приблизилось к 2500000.

В-четвертых , в разы сократилось время на рассмотрение законопроекта в парламенте. При этом при принятии во втором чтении произошел тот редкий случай, когда документ получил голоса всех фракций без исключения.

Какие выводы?      

Несмотря на распространенный миф, кампания в поддержку законопроекта # 4496 доказала: граждане могут влиять на законодательные решения в стране, а рецепт успеха не слишком сложный.

Кампания вселила уверенность, что у народного лоббизма в Украине есть большое будущее.

Как известно, к общественному мнению прислушиваются, когда она звучит громко. Поэтому в следующий раз вместо постов о “предательстве”, лучше приобщиться к народному лоббизма и совместными усилиями помочь вершить судьбу законопроекта.

Собственноручно строить “здоровую” демократическую страну – фантастика? Нет – реальность! Стоит только попробовать.

Хотелось бы, чтобы депутаты также поддерживали подобные инициативы.Поддержка конструктивных законопроектов, на которые есть запрос общества, дает много плюсов к карме и политического рейтинга.

Значительно больше, чем все выступления за трибуной и на телевидении вместе взятые.

Убедитесь сами!

Добавить комментарий