Практика

Что такое лоббистские компании и как они работают?

Механизм взаимодействия групп граждан и власти в значительной степени закулисен, хаотичен и подвержен опасности коррупции. Существенными преимуществами во взаимодействии с органами власти обладают более организованные и сильные организации (объединения), имеющие связи в федеральном руководстве и финансовые ресурсы. Об этом свидетельствуют крупные международные скандалы, такие как “Уотергейт”, “Ирангейт”, дело “Локхид” или случай с коробкой из-под ксерокса во время выборов Б.Ельцина в 1996 г., в которые были вовлечены определенные лоббистские организации и должностные лица. Однако с начала 90-х, когда лоббизм в постсоветских странах носил откровенно криминальные формы, многое изменилось. Теперь в газетных объявлениях можно отыскать вакансии лоббистов, а в некоторых крупных компаниях уже созданы специальные структуры «government relations» — отделы по связям с властью.

1. Классификация лоббистов. «Белые» и «теневые»

Эти подразделения, как правило, возглавляют бывшие чиновники. (Так, в холдинге «Интеррос» эту должность занимает бывший первый замминистра труда.) Задача таких подразделений — создавать в госструктурах режим наибольшего благоприятствования для компании. Их условно можно назвать «белыми» лоббистами, официально занимающихся продвижением интересов представляемого субъекта.

Еще одна форма «белого» лоббизма — профессиональные ассоциации конкретных секторов рынка. Например, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциация российских банков, НАУФОР, Всероссийский союз страховщиков, Торгово-промышленная палата. Эти организации живут за счет членских взносов участников, которые платят именно за лоббизм. Они официально принимают участие в разработке законов, организуют разнообразные конференции — ведь формирование общественного мнения одна из важных составляющих лоббизма.

Однако «белый» лоббизм у нас пока не слишком распространен — по эффективности он пока уступает лоббизму «теневому». Хотя и в том и в другом случае решаются одни и те же задачи: отстаивание интересов какой-либо структуры.

«Теневых» лоббистов условно можно разделить на отраслевиков и частников. Первые, как нетрудно догадаться, представляют интересы целой отрасли: нефтяной, энергетической, газовой и прочих. Вторые блюдут интересы конкретных банков, промышленников, компаний. Как правило, теневые лоббисты — люди, приближенные к нужному чиновнику. Они должны не только посещать нужные кабинеты, но и, если надо, отправляться на охоту, в баню, в отпуск вместе с тем, от кого зависят их клиенты. По словам одного из таких «теневиков», в его обязанности входит знать по имени всех родственников высокопоставленных «приятелей» и помнить дни их рождения.

Для лоббиста важны не только прочные связи в верхах. Важно еще знание «кухни» власти, а главное — наличие связанного с ней прошлого. Неудивительно поэтому, что в числе лучших лоббистов всегда называют Петра Авена, Владимира Потанина. Правда, они давно используют свои пробивные способности в интересах собственных финансово-промышленных групп. Но основная масса лоббистов — рангом пониже. А потому и работают нередко по найму.

Заработки лоббистов напрямую зависят от цены вопроса, который они могут решить. Например, те, кто отстаивает интересы крупнейших российских холдингов, зарабатывают от нескольких сот тысяч до нескольких миллионов долларов в год. Эти люди порой участвуют в управлении компаниями или являются их учредителями.

Следующий уровень — лоббист, работающий на менее крупную компанию. Соответственно, и возможности, и заработки у него скромнее. Компании готовы платить таким людям от $40 тыс. до $250 тыс. в год.

Представители последней категории — лоббисты, которых нанимают на отдельный небольшой проект,— получают за свою работу несколько тысяч долларов. Услуги таких людей это тот же пиар, только не в СМИ, а в нужных кабинетах.

Есть еще один тип ходоков, которых лоббистами можно назвать с очень большой натяжкой — это «разносчики конвертов», которые раздают банальные взятки. Тут, конечно, тоже требуется умение. Но искусство настоящего лоббизма в том, чтобы добиться цели, не заплатив ни копейки.

Основные параметры организации лоббистской деятельности
Политика работы с населением у лоббирующих организаций

Эта характеристика имеет два аспекта:

а) Наличие у крупных субъектов давления постоянных «ручных» групп населения, групп поддержки, обученных действовать как по призыву, так и самостоятельно. В основном такие группы населения состоят из клиентелы данной группы давления.

б) Наличие системы обучения таких групп. Обучение состоит как в семинарском тренинге, так и в издании специальной литературы, которой немало и она хорошо известна. В брошюрах и пособиях организаторам и активистам массовых кампаний с доходчивой прямотой доводятся элементарные психологические и этические правила общения с законодателями, правила написания писем и т.д.

Индустрия

Эта важнейшая характеристика имеет несколько аспектов:

а) Массовость. Собственно, непрямой лоббизм и является по своей сути массовым явлением, но мобилизация столь широких слоев населения стала возможна и заметна именно сейчас, как черта «нового лоббизма». Например, в США лоббист Кен Пейн в конце 80-х был ответственным за ключевой для США штат Мичиган в федеральной кампании «грассрутс» кредитных союзов, до сих пор считающейся одной из первых крупных и успешных акций такого рода. Американская ассоциация банкиров мощно лоббировала включение в законопроект положений об упразднении федерального агентства — независимого регулятора кредитных союзов, отмену их статуса освобожденных от уплаты налогов, ставя вопрос о честной конкуренции, и приравнивание операций со страховыми выплатами к требованиям для банков. Ответная стратегия Национальной ассоциации кредитных союзов (НАКС) заключалась в том, чтобы выставить дебаты как борьбу денежных мешков с независимыми объединениями граждан. В итоге она решилась провести широкомасштабную кампанию «грассрутс». 50 лиг кредитных союзов штатов организовали поддержку населения: формуляры петиций были разосланы по 15 000 союзам, а вкладчиков, которые пришли совершить очередные финансовые операции, попросили их подписать. В течение 6 месяцев было собрано более 5 млн. подписей. Во-вторых, НАКС подготовила большой поход в Вашингтон, куда прибыло около 20 000 человек, которые и передали собранные подписи; каждый член Конгресса, таким образом, получил мешок петиций из его округа приблизительно в 10 000 каждый, причем получил из рук специально выявленных «ключевых людей» (например, менеджер одного детройтского КС был другом детства конгрессмена). Надо ли говорить, что проведение такой акции и ее неизбежное освещение в СМИ оказало решающее воздействие на законодателей.

б) Финансовая мощь лоббистских кампаний. Новый лоббизм более дорогостоящий. Понятно, что никакой самый высокий гонорар не сравнится с затратами на организацию массовой кампании, однако игра стоит свеч.

в) Стратегическое мышление и построение коалиций вышло на качественно новый уровень. Если в одиночку осуществить полномасштабную кампанию невозможно, главным принципом в таком случае является выявление союзников и построение коалиции.

г) Активное использование СМИ. Этот аспект крайне важен в новом лоббизме. Он делает массовые кампании индустрией, помогая им быть освещенными в СМИ. Ведь без элемента «громкости» любая открытая лоббистская акция всегда будет проигрывать кулуарному лоббизму. В то же время, если раньше любая операция «грассрутс» была новизной для прессы, то теперь организаторы понимают важность работы с прессой для профессионального навязывания темы, без чего акция обречена на провал. Технологии связей с общественностью и СМИ уже отошли от примитивных пресс-релизов и анонсов пресс-конференций. Для крупной акции должное внимание СМИ достигается двумя путями: либо как использование плодов плановой долголетней работы с масс-медиа через специализированные фирмы (превалирует среди корпораций), либо вовлечение самих СМИ в коалицию (превалирует среди общественных движений).

д) Углубление специализации и использование субподрядчиков. Огромное количество субподрядчиков стало отличительной чертой современного лоббизма. Так, например, компания нанимает лоббистскую фирму, та, в свою очередь, привлекает фирму по связям с общественностью для организации одного элемента лоббистской кампании. Фирма по связям с общественностью нанимает рекламную фирму для создания рекламного ролика.

е) Необходимость поддержки опросами общественного мнения любой лоббистской акции. По мнению многих профессионалов лоббизма, в настоящее время даже прямой лоббистский контакт должен быть подстрахован некой формализованной, доказуемой формой поддержки населения. Это могут быть как данные опроса общественного мнения, так и определенное количество писем избирателей. Это подстраховка и для аргументов лоббиста, и для объекта лоббирования в оправдание его действий (совсем не обязательно неправильных или действительно непопулярных). Опрос общественного мнения (его результаты) является, таким образом, неким заменителем при невозможности организовать массовую дорогую кампанию — «пассивная массовая кампания».

Технологичность

Эта характеристика выражается в следующем:

а) Компьютеризация операций. Использование в лоббировании всех возможных средств, путей доступа и давления стало возможным с развитием глобальной компьютерной системы. Работа через Интернет усиливает два важнейших звена кампании: выявление союзников и поиск необходимых данных. Это также дает возможность мгновенной мобилизации сил через электронную адресную книгу с мгновенной рассылкой и координации действий в режиме «виртуальной реальности», а, кроме того, электронная почта в настоящее время стала самым надежным видом связи с законодателями, уставшими от телефонных звонков.

б) Координация кампании. Современные технологии позволяют контролировать огромный запущенный в действие механизм непрямого лоббизма. Видео-, телефонные конференции и сотовая (в важных случаях спутниковая) связь обеспечивает такую координацию.

в) Мониторинг событий. Ни одна акция не может быть выиграна, если она начата слишком поздно. Главное, что дают современные технологии, возможность быть в курсе событий в режиме реального времени, вне зависимости от местоположения на земном шаре. Современные компьютерные службы и поисковые системы позволяют иметь полную информацию по всему кругу вопросов одновременно.

г) Мобилизация сил и распространение информации. Использование Интернета может быть отнесено к каждому из пунктов этой характеристики. Вероятно, в мире не осталось компании, которая бы не имела своего «сайта» в Интернете. Как правило, любая компания считает своим долгом иметь там общую информацию, годовой отчет, адреса и телефоны, основные новости, в которых отражена позиция компании.

Комбинированность методов лоббизма и PR (реклама) – концепция GPR

Во всех старых корпорациях-клиентах для развития этих направлений нанимались отдельные фирмы и их работа не пересекалась. В наше время крупнейшие мировые корпорации делают — попытку создания «супермаркета» для клиента. Все это, разумеется, не случайно. Дело в том, что реклама стала элементом лоббирования. Например, поражение сторонников проекта реформы здравоохранения Б.Клинтона связывается аналитиками с запоздалой реакцией на использование прямой рекламы его противниками, что было нововведением для лоббизма на национальном уровне.

Хорошо в этом смысле подготовлен и иностранный лоббизм, особенно японский. В официальном альманахе конгресса «Конгрешнл Куотсрли Уикли Рипорт» на обложке размещена реклама автомобилей «Хонда». Текст не отмечает достоинства продукта, а гласит: «На наших заводах в Огайо никогда раньше мы не использовали (при сборке автомобилей) столько американских материалов и частей. В этом году сумма составила 5,3 млрд. долларов». Для любого профессионала совершенно ясно, что читатели данного альманаха не являются целевой аудиторией для рекламы автомобилей компактного класса! Текст, по форме рекламный, преследует не рекламные, а лоббистские цели, выраженные «пиаровскими» технологиями. Подобную же тактику избрала корпорация «Ниссан», рекламный лозунг которой — «Инвестирование в Америку».

Географический охват и действия в каждом субъекте (регионе, штате)

Как уже говорилось, усиление лоббирования на уровне субъектов федерации стало заметной чертой. Для крупной лоббирующей организации крайне важно представительство своих интересов в полном объеме.

Итак, мы перечислили основные параметры современного лоббизма. Все эти положения служат отправными точками для модели крупной акции давления. Это не значит, что простой старый лоббизм «за рюмкой бурбона» исчез. Нет, он остается, но лишь очень немногие профессионалы обладают уровнем доверия со стороны политиков, который позволяет им лоббировать на личной встрече.

Исходя из вышесказанного, попробуем вывести некую формулу современной крупной лоббистской кампании. Отметим наиболее рационально необходимые черты организации:

Процедура организации лоббистской кампании
Отметим наиболее рационально необходимые черты организации:
Анализ ситуации
а) Причины возникновения ситуации.
б) История субъекта давления.
в) Сбор данных и анализ позиций клиента по схеме четырех рубрик (SWOT-анализ): Преимущества, Слабости, Угрозы, Возможности.
г) Цели — основная и дополнительные. Вероятность достижения.

Выработка стратегии
а) Анализ предыдущих действий клиента.
б) Анализ действий конкурентов.
в) Варианты воздействия и вероятность результата.
г) Предварительный план:
— объекты давления — законодательная, исполнительная власть, уровень власти, варианты достижения;
— этапность и задачи каждого этапа;
— власть и противоречия — игра на встречных курсах ветвей власти и политических группировок, союзники и противники среди объектов давления;
— варианты действий и их политическая/экономическая стоимость;
— основные черты вариантов.
д) Выбор варианта.

Подготовка основного плана кампании
а) Проработка выбранного варианта, включая:
— вопрос о необходимости коалиции; если «да», то создание коалиции, отсечение нейтральных и неопределившихся сил от конкурентов;
— создание штаба и распределение функций;
— вопрос о дополнительных усилиях -найм субподрядчиков;
— вопрос об организации реальной поддержки населения; если «да», то разработка моментов:
1. Выбор целевой аудитории.
2. Использование правильного момента для рекрутирования.
3. Избавление участника от личных усилий и инициатив.
4. Доведение необходимости и смысла акций до каждого.
5. Сущность акций (письма, шествия, выступления).
6. Организация акций.
— вопрос о работе с регионами; если «да», то проработка по каждому региону по каждому из пунктов настоящего плана;
— необходимость дополнительных усилий (общая и по регионам) по пунктам:
1.Реклама.
2. Публикации в СМИ и связи с общественностью.
— финансовый план распределения ресурсов.

б) Юридический контроль за собственной деятельностью:
— аудит действий глазами конкурентов;
— недопущение действий, которые могут поставить под удар всю кампанию;
— просчитывание процента риска.
в) Создание плана урегулирования кризисных ситуаций.
г) Выбор правильной даты начала действий.
д) Тренинг сил.

Основной план действий и реализация
а) Реализация просчитанного «пика» усилий, без чего кампания становится либо исключительно дорогой, либо нерезультативной.
б) Четкий контроль за всеми действиями.
в) СМИ и отношения с ними, освещение в прессе.
г) Техническая сторона; обеспечение материалами.
д) Воплощение без срывов основного плана.
е) Готовность к дополнительным усилиям по ходу реализации акций:
— опросы общественного мнения;
— покупка рекламного времени и пространства;
— действия в конкретных штатах по необходимости, в особенности, где число сторонников невелико;
— перестроение стратегии на ходу (в том числе использование запасной стратегии и кризисного варианта).

Итоги

При любом исходе должен быть проведен анализ действий, выявлены ошибки как на этапе выбора стратегии, так и в реализации плана. Опыт должен быть доведен до сведения сотрудников, которые могут столкнуться с подобными проблемами еще раз.

Для большинства постсоветских политических систем, в том числе и Украины лоббизм не является каналом коммуникации между политической системой и обществом, хотя бы потому что не прошел правовой институционализации. В то же время, по мнению многих экспертов, несмотря на отсутствие специального законодательства регулирующего лоббистскую деятельность, лоббизм является неотъемлемой частью политической системы бывших соцстран. Спецификой постсоветского пространства является то, что, в большинстве случаях, социальные группы интересов здесь не могут быть группами давления, в то время как существующие группы давления не выражают социальные интересы.

Продолжение. Начало смотрите здесь Что такое лоббистские компании и как они работают? (часть 1)

1. Для большинства постсоветских политических систем, характерна развитость, выражаясь языком системного анализа, «входов изнутри», когда на процесс принятия политических решений существенное влияние оказывают акторы действующие внутри самой политической системы, чья деятельность носит, в большинстве случаях, узкокорпоративный, клановый характер.
2. Здесь, в основном, функционируют институциональные группы давления, представляющие из себя части, звенья государственного аппарата или имеющего с ним корпоративные патрон-клиентные отношения.

В Украине представители ведущих кланов (донецкий, киевский, днепропетровский, харьковский и львовский агропромышленный)  контролируют все государственные органы.

Исходя из этого, можно сказать, что в общественном сознании бывших соцстран, в большинстве случаях на уровне стереотипов, сам процесс лоббирования является составной частью развития коррупционных процессов. Но это не значит, что за лоббизмом не признают его важную коммуникативную роль в социальных интеракциях. По мнению американских политологов, в демократических политических системах лоббизм давно уже перешел «от коррупции к информации».

В условиях скудности новой информации политическая система опирается на блок памяти и ценностей, где, в основном, законсервированы посттоталитарные политические традиции взаимоотношений между властью и обществом. Если в западных политических системах правящая элита рассматривается как система принятия решений на основе разнообразных источников информации, к которым относятся и группы давления, то в политических условиях Казахстана коммуникативных каналов между ЦПР и окружающей средой не так много. Коммуникационная сеть и основные источники информации находятся внутри самой политической системы, куда следует отнести большинство казахстанских групп давления.

На данный момент, можно выделить две основные формы политической коммуникации в рамках лоббистской деятельности характерные для Украины и др. стран.

1. Коммуникация посредством использования неформальных контактов (прямой или внутренний лоббизм). Посредником в таком виде коммуникации является человек, владеющий технологией «Know how» (знать как) + «Know who» (знать того, кто именно может быть полезен). Такой вид коммуникации активно используют институциональные группы давления, действующие внутри политической системы. Для большинства социальных групп, находящихся вне политической системы, такой вид коммуникации практически недоступен.

2. Коммуникация, осуществляемая через использование средств массовой информации (непрямой лоббизм). Давление на институты политической власти оказываются путем формирования благоприятного для заинтересованной группы общественного мнения. По мнению экспертов, одним из основных методов лоббистской деятельности в Украине является информационное давление, формирование определенного общественного мнения через СМИ. Проблема заключается в том, что в большинстве случаях, существующие СМИ либо находятся под государственным контролем, либо являются инструментом в борьбе различных финансово-промышленных и политических элитных группировок. Последние сами нередко аппелируют к общественному мнению, но лишь для того, чтобы показать государственной власти реальную или мнимую поддержку общественностью своих инициатив.

Опыт большинства постсоветских государств показал, что для успешной лоббистской деятельности такая группа должна иметь:

· своего представителя в верхах пирамиды власти;
· экспортно — импортную структуру, желательно максимально монополизировавшую свой сектор сбыта продукции;
· собственную финансово-банковскую структуру;
· дружескую фракцию или политическое движение;
· средство массовой информации».

Таким образом, можно говорить о специфике условий и параметров, в которых разворачивается деятельность лоббистов на постсоветском пространстве. При этом для большинства этих стран общим является: клановость и корпоративность интересов, активный государственный лоббизм, отсутствие правовой регламентации лоббисткой деятельности.

Перспективы развития лоббизма в Украине

1. Институциональные

По мнению С. Перегудова, эволюция групповой политики шла по линии трансформации: посттоталитарный бюрократический корпоративизм — индивидуально-групповая форма лоббизма в годы перестройки, когда рассыпались старые стабильные системы — анархический (или дикий) лоббизм в постсоветский период — корпоративистско-плюралистичекий лоббизм к концу 90-х гг.

Данная этапизация в полной мере подходит и к политической системе Украины и др. стран, чья трансформация будет оказывать существенное влияние на форму и содержание лоббистского механизма. Развитие групповой политики следует рассматривать именно с точки зрения корпоративистско-плюралистической формы лоббистской структуры. Тем самым перспективы лоббизма  будут зависеть от того, какой из двух основных типов представительства интересов (корпоративный или плюралистический), будет превалировать.

Корпоративный вариант развития. Данный тип представительства интересов можно охарактеризовать как представительство для немногих. Оно существует в виде обмена или сделки между немногими влиятельными лоббирующими группами и политической властью. Это значит, что государство заключает с одной или несколькими крупными группами давления, в основном, представляющие интересы олигархического капитала, неформальное (или формальное соглашение), по которому данная группа или ассоциация получает определенные льготы, привилегии, протекцию в обмен на свою политическую лояльность. Корпоративное представительство, главным образом, присуще для закрытой политической системы, не способной воспринимать большинство внешних импульсов из окружающей социальной среды.

На данный момент, деятельность функционирующих институциональных групп давления напрямую связано с практикой активного давления на существующие точки доступа по поводу дальнейшей конвертации власти в собственность, а также перераспределения уже поделенных сфер влияния. В то же время, не стоит оценивать корпоративистскую форму представительства с позиции отрицания и жесткой критики. Несмотря на свою опасность для демократического развития в случае сохранения патрон-клиентных отношений, корпоративизм, в сочетании с плюрализмом интересов, может иметь и некоторые позитивные стороны.

Во-первых, наличие монополии на представительство тех или иных интересов удобно для функционирования политической системы, помогая ей принимать более эффективные решения. Это связано с тем, что государство, формируя политику, будет принимать в расчет интересы не всех заинтересованных групп, а только тех из них, которые имеют ресурсы и моральное право представлять интересы больших социальных групп.

Во-вторых, лоббистские группы, представляющие интересы олигархического капитала, в условиях трансформации политической системы в сторону ее большей открытости, самоидентифицируют себя не только с интересами значительных групп людей, но и отдельных регионов, где они выступают в качестве работодателей. Тем самым выбор традиционных лоббистских методов пополнится таким инструментом давления, как grass-roots, то есть использование больших масс людей для создания иллюзии массовой поддержки своих требований.

Здесь нельзя не согласиться с мнениями российских экспертов, которые рассматривая внутрисистемные столкновения, пришли к выводу, что «…сама борьба даже полезна режиму, существование которого базируется на множественности групп влияния, ни одна из которых не может монополизировать власть…Гораздо хуже было бы, если бы все наши группы влияния держались вместе. Тогда они представляли бы серьезную угрозу для еще слабых политических институтов…только благодаря своей вражде мы постоянно узнаем что-нибудь новенькое из жизни нашей власти. Так что борьба восполняет отсутствие у нас гласности и общественного контроля за властью…».

Плюралистический вариант развития. Этот второй тип представительства групповых интересов является классической формой давления со стороны множества субъектов лоббистской деятельности, вступающих между собой в активную конкурентную. Данный вариант характеризуется расширением количества субъектов лоббистской деятельности за счет институтов гражданского общества, которые возникают в процессе дальнейшей демократизации страны. Основной характеристикой этого процесса будет не просто сам факт количественного присутствия социальных заинтересованных групп в политической жизни республики, а количество и качество существующих точек доступа к процессу принятия политических решений. Как показала мировая практика, именно множественность официальных позиций на различных уровнях привела к возникновению различных точек доступа, служащих основными каналами давления для одноцелевых и многоцелевых заинтересованных групп.

Увеличение таких точек будет следствием дальнейших процессов децентрализации власти по горизонтали (система разделения властей) и системы управления по вертикали (введение института избираемых губернаторов, акимов и т.п., развитие структур местного самоуправления). Тем самым будет создана почва для становления электоральной формы поддержки институтов власти, что не только повысит ее легитимность, но и увеличит степень участия социальных групп в политическом процессе. В свою очередь, открытость политической системы и усиление социального контроля сделает механизм лоббизма в достаточной степени транспорентным по причине возникновения множества конкурирующих лоббирующих групп, использующих разные методы воздействия на институты публичной власти.

2. Законодательные

Перспективы правового регулирования лоббизма в России. Конституцией РФ закреплены положения, являющиеся основанием для признания и регулирования лоббизма в России. Гарантии лоббистской деятельности закреплены п. 1 ст. 30, 32—33 и п. 2 ст. 45 Конституции РФ. В п. 1 ст. 30 сказано: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». В статье не уточняются формы союзов. Однако положение о свободе их деятельности можно дополнить п. 2 ст. 45, где говорится о праве каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Таким образом, Конституцией РФ в числе прочих косвенно допускаются и лоббистские формы защиты интересов. Как представляется, институт лоббизма будет способствовать реализации права граждан на личное участие или участие через своих представителей в управлении делами государства, что закреплено ст. 32 Конституции РФ.

Свое основное обоснование институт лоббизма находит в ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Таким образом, физическим лицам предоставляется право вступать в контакт с властными структурами. Открытость и легализация подобных контактов должны стать целью правового регулирования лоббистской деятельности в РФ.

Несмотря на достаточные конституционные основания, в России пока не существует нормативных актов, регламентирующих лоббистскую деятельность. Однако в среде законодателей, профессиональных юристов и политологов выделяются два основных подхода к вопросу о правовом регулировании лоббизма.

Первый связан со стремлением придания большей открытости и возможности контроля органов государственной власти со стороны общества в целях ограничения неправового лоббирования. Его главная задача — поставить лоббизм в России под контроль общественных и государственных институтов. Такой подход предусматривает введение строгих запретных мер, необходимых для ограничения нелегального лоббирования.

Суть второго подхода заключается не в ограничении, а в правовом стимулировании лоббизма, поскольку всякого рода запреты малоэффективны и легко преодолимы. В связи с этим цель регулирования видится в придании лоббизму открытости, «выведении из подполья».

Очевидно, что будущий российский закон о регламентации лоббизма должен сочетать оба подхода. Необходимы как ограничение неправового лоббизма, так и стимулирование наиболее цивилизованных его форм. [9]

Не менее важно использование мирового опыта правового регулирования лоббизма. Вряд ли следует делать упор на какую-либо одну модель: американскую, немецкую или французскую. Российские реалии не позволяют применять в полной мере практику, характерную для развитых государств. Современная Россия — это формирующееся демократическое государство с высокой степенью коррупции и бюрократизма, где пока отсутствуют профессиональные лоббистские структуры.

Технологические


Концепция «GPR».
В этом аспекте можно говорить о сращивании различных видов деятельности: рекламы, паблик рилейшенз, журналистики и т.п. Фактически возникает некий общий широкоформатный вид воздействия на общественное мнение и органы власти. В этой комплексной деятельности цели и средства могут меняться местами: в эффективной PR-кампании в качестве инструмента неизбежно используются лоббистские приемы и, наоборот, PR-кампании развертываются как средства достижения лоббистских целей.

Таким образом, появляется перспектива расширения средств и методов, используемых в лоббистской деятельности, за счет инструментария рекламы и PR.

Заимствование западных технологий

Лоббисты и в России, и в Украине так или иначе используют опыт западных стран. В первую очередь, речь идет о США, где в рамках давно узаконенной  лоббистской деятельности на научной основе рождаются все новые технологии воздействия на общественное мнение и органы власти.

Так, можно говорить об успешном применении метода grass-roots, то есть использовании больших масс людей для создания иллюзии массовой поддержки своих требований, как в России (например, инициирование СПС референдума по вопросу организации армии на контрактной основе), так и в Украине (движение «Украина без Кучмы») и в других странах.

Поэтому возникает перспектива расширения и обогащения инструментария лоббистов за счет разнообразия технологических схем, наработанных западными коллегами (в первую очередь, американцами).

Автор Евгений Минченко

http://www.minchenko.ru

Добавить комментарий