Алкоголь/Табак Без рубрики ИТ/Телекоммуникации Нефть и Газ Фармацевтика

Нужен ли Украине закон о лоббизме

Группа новых депутатов-активистов взяла на себя работу над законопроектом о лоббизме, однако находятся и те, кто выступает против этой идеи.

Оппоненты выдвигают несколько аргументов и опасений, на пользу которым играет и негативный имидж понятия “лоббизм”, созданный в нашем обществе.

В этой публикации я остановлюсь на мифах в отношении легализации лоббизма и представлю свою контраргументацию в защиту идеи о необходимости принятия соответствующего закона.

Прежде всего, необходимо разобраться с понятийным аппаратом: что же такое “лоббизм” в его нормальном цивилизованном значении.

Лоббизм – это деятельность по продвижению интересов бизнеса, общественных организаций, иных лиц в органах государственной власти с целью принятия наиболее выгодного для них решения.

Люди, занимающиеся лоббизмом, предоставляют “лоббистскую услугу”.

По своему содержанию она может быть схожа с хорошо известными украинскому законодательству юридическими, маркетинговыми или информационно-аналитическими услугами. Юристы, маркетологи и аналитики тоже могут быть субъектами лоббистской деятельности.

В то же время, от соответствующих стандартных услуг лоббистская услуга отличается наличием “лоббистского контакта”, то есть возможности непосредственного влияния на решения субъектов властных полномочий через фактическое взаимодействие с ними.

В странах, где деятельность лоббистов регламентирована, хорошо развит отдельный вид профессии и бизнеса с соответствующим законодательным закреплением. Одно из его наиболее распространенных названий – специалист по связям с государственными органами.

Итак, лоббизм – это отдельный вид услуг, который может иметь признаки юридической, информационно-аналитической и маркетинговой услуги.

Он предоставляется одним лицом – лоббистом – в интересах другого лица – заказчика – путем установления непосредственного лоббистского контакта с субъектом властных полномочий с целью повлиять на принятие им решения в пользу такого заказчика или третьего лица.

Теперь приступим к развенчиванию мифов.

Миф 1. Лоббизм – это страшно. После его легализации страна наполнится людьми в черных костюмах, темных очках и с подозрительными кейсами.

Может, я кого-то удивлю, но Украина давно наполнена такими людьми – пусть и не всегда в образе men in black. По грубым подсчетам, половина людей, относящих себя к рынку юридических услуг, ничего общего с юриспруденцией не имеет.

Плохая репутация понятия “лоббизм” в Украине как раз и связана с тем, что рынок лоббистских услуг существует и развивается, но основная его доля приходится на “черную” форму лоббизма, которая характеризуется теневыми потоками доходов и расходов, нерегламентированными отношениями и коррупционными платежами.

Нужен ли Украине закон о лоббизме

Лана Синичкина — Среда, 17 июня 2015, 13:39

Группа новых депутатов-активистов взяла на себя работу над законопроектом о лоббизме, однако находятся и те, кто выступает против этой идеи.

Оппоненты выдвигают несколько аргументов и опасений, на пользу которым играет и негативный имидж понятия “лоббизм”, созданный в нашем обществе.

В этой публикации я остановлюсь на мифах в отношении легализации лоббизма и представлю свою контраргументацию в защиту идеи о необходимости принятия соответствующего закона.

Прежде всего, необходимо разобраться с понятийным аппаратом: что же такое “лоббизм” в его нормальном цивилизованном значении.

Лоббизм – это деятельность по продвижению интересов бизнеса, общественных организаций, иных лиц в органах государственной власти с целью принятия наиболее выгодного для них решения.

Люди, занимающиеся лоббизмом, предоставляют “лоббистскую услугу”.

По своему содержанию она может быть схожа с хорошо известными украинскому законодательству юридическими, маркетинговыми или информационно-аналитическими услугами. Юристы, маркетологи и аналитики тоже могут быть субъектами лоббистской деятельности.

В то же время, от соответствующих стандартных услуг лоббистская услуга отличается наличием “лоббистского контакта”, то есть возможности непосредственного влияния на решения субъектов властных полномочий через фактическое взаимодействие с ними.

В странах, где деятельность лоббистов регламентирована, хорошо развит отдельный вид профессии и бизнеса с соответствующим законодательным закреплением. Одно из его наиболее распространенных названий – специалист по связям с государственными органами.

Итак, лоббизм – это отдельный вид услуг, который может иметь признаки юридической, информационно-аналитической и маркетинговой услуги.

Он предоставляется одним лицом – лоббистом – в интересах другого лица – заказчика – путем установления непосредственного лоббистского контакта с субъектом властных полномочий с целью повлиять на принятие им решения в пользу такого заказчика или третьего лица.

Теперь приступим к развенчиванию мифов.

Миф 1. Лоббизм – это страшно. После его легализации страна наполнится людьми в черных костюмах, темных очках и с подозрительными кейсами.

Может, я кого-то удивлю, но Украина давно наполнена такими людьми – пусть и не всегда в образе men in black. По грубым подсчетам, половина людей, относящих себя к рынку юридических услуг, ничего общего с юриспруденцией не имеет.

Плохая репутация понятия “лоббизм” в Украине как раз и связана с тем, что рынок лоббистских услуг существует и развивается, но основная его доля приходится на “черную” форму лоббизма, которая характеризуется теневыми потоками доходов и расходов, нерегламентированными отношениями и коррупционными платежами.

 Фото dt.ua

Миф 2. Как только мы легализуем лоббизм, вырастут объемы таких услуг и стоимость за них.

В Украине лоббизм существует в форме свободного рынка. Значит, независимо от наличия закона, этой услуги будет ровно столько, сколько существует такой потребности. Стоить эта услуга будет ровно столько, сколько за нее готов платить заказчик. Вывод лоббистской услуги из тени привнесет больше прозрачности.

Миф 3. Те, кто работают на этом рынке “в черную”, с появлением регламентации лоббизма все равно будут работать в тени.

С принятием закона о лоббизме появится не только регламентация лоббистской деятельности, но и контроль над ее осуществлением. В развитых юрисдикциях есть специальные государственные реестры лоббистов, отчетность, вводится ответственность за ведение этой деятельность без регистрации.

Важно, конечно, обеспечить, чтобы государственное регулирование этой деятельности не было чрезмерным, и ограничительные меры вводились на минимально необходимом уровне. Специалисты, работающие в этой сфере, не должны опять уходить в тень.

В то же время, лоббисты, работающие вне закона, должны преследоваться и привлекаться к ответственности. Качественный закон в сочетании с неотвратимостью наказания должны обеспечивать цивилизованное функционирование этой сферы.

Миф 4. В сравнении с первоочередными реформами этот закон не является приоритетным. Мы не должны концентрировать на нем свои ресурсы.

Закон о лоббизме является неотъемлемой частью антикоррупционной реформы. Как можно бороться с получением чиновником теневых доходов, если основной источник таких доходов остается в тени?

Именно сейчас, когда ежедневно рассматриваются тысячи законодательных инициатив, продвигаются новые политические решения на разных уровнях, особенно важно, чтобы общественность знала, кто и в чьих интересах продвигает те или иные идеи, нормативно-правовые акты, точечные и глобальные решения.

Сейчас на различных рабочих группах, в советах и на форумах можно увидеть множество профессиональных лоббистов под видом “независимых экспертов” и “общественных деятелей”. Часто даже сами чиновники не понимают, кто перед ними сидит и помогает “менять страну к лучшему”.

Диалог власти с общественностью и бизнесом важен, однако не менее важно, чтобы при принятии важных для страны решений соблюдался баланс интересов. При выработке решений должно обеспечиваться участие как заинтересованного бизнеса, так и настоящей общественности и независимых экспертов.

Добавить комментарий